Псих ненормальный! (с) Харуки Мураками "Дэнс Дэнс Дэнс"
Властитель дум и король сюрреализма сегодня празднует свой юбилей. Человек, к которому я питаю огромное уважение, сумел остаться тем, кем он был всегда,не поддавшись стороннему влиянию и критике. Сегодняшний день по праву принадлежит ему.
Самой яркой личностью в мире искусства XX века был Сальвадор Дали. Сюрреалист в живописи, он воплотил в жизнь собственные фантазии, вообра- зив, что все гротескное и невероятное и есть нормальное состояние чело- века и природы.
Великим художник-сюрреалист Сальвадор Дали был человеком эксцентрич- ным и ярким, как и его фантастические грезы. Когда в 1989 году он умер в весьма преклонном возрасте, то оставил нам в наследство странности свое- го образа жизни, соперничающие с загадочностью его работ. Именно такая эпитафия больше всего подошла бы для одной из самых ярких личностей на- шего века. В отличие от своих коллег испанский художник постоянно искал к себе внимания прессы и общества. Его часто клеймили как человека, которого больше интересуют деньги, чем искусство. За свою творческую жизнь, продолжавшуюся почти шесть десятилетий, Сальвадор Дали создал около двух тысяч художественных полотен. Он также сам писал и иллюстрировал книги, создавал поэмы и очерки, делал декора- ции для спектаклей, балетов, работал в рекламе, использовал в своем творчестве многие материалы - от ювелирных изделий и мебели до стекла и фарфора. "Божественный Дали", как он сам любил себя называть, был во всем нео- быкновенно колоритен: длинные гладко зачесанные волосы, навощенные усы, бесконечные перелеты между Нью-Йорком, Парижем и замком в Испании, де- монстрация своей горностаевой мантии и трости с серебряной ручкой... Список чудачеств великого художника мог бы быть бесконечным.
"Давайте залезем на дерево..."
"Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я - Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?" - сказал он однажды. Во время своей первой поездки в Америку - деньги на нее он одолжил у Пабло Пикассо - Сальвадор Дали показал встречавшим его репортерам карти- ну, где была изображена его обнаженная подруга Гала (Галина Дмитриевна Дьяконова) с бараньими отбивными на плечах. Когда его спросили, при чем здесь отбивные, он ответил: "Все очень просто. Я люблю Гала и люблю ба- раньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!" Спустя несколько дней, когда Дали нужно было прочесть лекцию в Нью-Йорке, он появился в аудитории в костюме цвета морской волны и в во- долазном шлеме. "Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания", - сохраняя полную серьезность, сказал художник. К сожалению, во время лек- ции он чуть не задохнулся, потому что забыл прихватить с собой дыха- тельную трубку. В 1974 году Дали подписал с американским рекламным агентством договор на телерекламу, в которой он расписывал красками надетые на модель кол- готки. Позднее, когда он уезжал из Америки во Францию, его видели с ог- ромной куклой Баггс Банни, прощальным подарком фирмы. "Это самое уродли- вое и ужасное создание в мире, - сказал Дали. - Я ее покрашу майонезом и сделаю предметом искусства". Когда однажды в дом Дали в Коста-Браво пришел репортер, художник отвел его в сад и сказал: "Давайте залезем на дерево, там нам будет удобнее". На дереве были подвешены два стула. Сальвадор Дали официально женился на Гала, с которой прожил всю жизнь, в 1982 году, незадолго до ее смерти. Детей у них не было. Худож- ник всегда говорил, что ни в коем случае и не хотел их иметь. "Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила, - сказал он. - Я хочу оставить в наследство лишь самого себя". Дали обожал поражать, шокировать людей. Чем иным можно объяснить та- кое его высказывание: "Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Эпатаж Дали был подчас как бы продолжением его оригинальности. Когда кто-то из сюрреалистов вдруг объявлял себя коммунистом, вдруг оказыва- лось, что Дали - ярый испанский роялист. Когда другие художники утверж- дали, что единственный путь к успеху - через бедность и богемную просто- ту, то он не скрывал, что стремится к успеху потому, что успех приносит ему деньги и удобства. Когда его современники стали утверждать, что правды в искусстве можно достичь лишь через авангардистский эксперимент, Дали объявил, что он сам весьма старомоден. Несмотря на всю эту словесную эквилибристику, Дали утверждал, что он - единственный в мире здравомыслящий человек. Об этом художник написал в своей автобиографии "Необыкновенные признания Сальвадора Дали", опубли- кованной в 1976 году: "Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А я не ус- тану это повторять! - я не сумасшедший". Пик творчества Дали пришелся на период от середины 20-х годов до на- чала 40-х, когда сюрреализм переживал подъем. На многих его работах это- го периода изображены не связанные друг с другом по смыслу вещи в нес- войственном для них окружении. Картину "Настойчивая память" многие кри- тики до сих пор вспоминают как самый яркий образец сюрреализма. На кар- тине Дали изобразил поврежденные часы на фоне странных предметов, вклю- чающих засохшую ветку. Слывший балагуром, Дали заявил, что часы для него были "чем-то вроде нежного, экстравагантного, одинокого, параноидально-критического союза времени и пространства".

Самой яркой личностью в мире искусства XX века был Сальвадор Дали. Сюрреалист в живописи, он воплотил в жизнь собственные фантазии, вообра- зив, что все гротескное и невероятное и есть нормальное состояние чело- века и природы.
Великим художник-сюрреалист Сальвадор Дали был человеком эксцентрич- ным и ярким, как и его фантастические грезы. Когда в 1989 году он умер в весьма преклонном возрасте, то оставил нам в наследство странности свое- го образа жизни, соперничающие с загадочностью его работ. Именно такая эпитафия больше всего подошла бы для одной из самых ярких личностей на- шего века. В отличие от своих коллег испанский художник постоянно искал к себе внимания прессы и общества. Его часто клеймили как человека, которого больше интересуют деньги, чем искусство. За свою творческую жизнь, продолжавшуюся почти шесть десятилетий, Сальвадор Дали создал около двух тысяч художественных полотен. Он также сам писал и иллюстрировал книги, создавал поэмы и очерки, делал декора- ции для спектаклей, балетов, работал в рекламе, использовал в своем творчестве многие материалы - от ювелирных изделий и мебели до стекла и фарфора. "Божественный Дали", как он сам любил себя называть, был во всем нео- быкновенно колоритен: длинные гладко зачесанные волосы, навощенные усы, бесконечные перелеты между Нью-Йорком, Парижем и замком в Испании, де- монстрация своей горностаевой мантии и трости с серебряной ручкой... Список чудачеств великого художника мог бы быть бесконечным.
"Давайте залезем на дерево..."
"Просыпаясь каждое утро, я испытываю огромное удовольствие от того, что я - Сальвадор Дали, и я спрашиваю себя, что бы это мне сегодня такое чудесное совершить?" - сказал он однажды. Во время своей первой поездки в Америку - деньги на нее он одолжил у Пабло Пикассо - Сальвадор Дали показал встречавшим его репортерам карти- ну, где была изображена его обнаженная подруга Гала (Галина Дмитриевна Дьяконова) с бараньими отбивными на плечах. Когда его спросили, при чем здесь отбивные, он ответил: "Все очень просто. Я люблю Гала и люблю ба- раньи отбивные. Здесь они вместе. Отличная гармония!" Спустя несколько дней, когда Дали нужно было прочесть лекцию в Нью-Йорке, он появился в аудитории в костюме цвета морской волны и в во- долазном шлеме. "Так будет удобнее опускаться в глубины подсознания", - сохраняя полную серьезность, сказал художник. К сожалению, во время лек- ции он чуть не задохнулся, потому что забыл прихватить с собой дыха- тельную трубку. В 1974 году Дали подписал с американским рекламным агентством договор на телерекламу, в которой он расписывал красками надетые на модель кол- готки. Позднее, когда он уезжал из Америки во Францию, его видели с ог- ромной куклой Баггс Банни, прощальным подарком фирмы. "Это самое уродли- вое и ужасное создание в мире, - сказал Дали. - Я ее покрашу майонезом и сделаю предметом искусства". Когда однажды в дом Дали в Коста-Браво пришел репортер, художник отвел его в сад и сказал: "Давайте залезем на дерево, там нам будет удобнее". На дереве были подвешены два стула. Сальвадор Дали официально женился на Гала, с которой прожил всю жизнь, в 1982 году, незадолго до ее смерти. Детей у них не было. Худож- ник всегда говорил, что ни в коем случае и не хотел их иметь. "Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила, - сказал он. - Я хочу оставить в наследство лишь самого себя". Дали обожал поражать, шокировать людей. Чем иным можно объяснить та- кое его высказывание: "Порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие". Эпатаж Дали был подчас как бы продолжением его оригинальности. Когда кто-то из сюрреалистов вдруг объявлял себя коммунистом, вдруг оказыва- лось, что Дали - ярый испанский роялист. Когда другие художники утверж- дали, что единственный путь к успеху - через бедность и богемную просто- ту, то он не скрывал, что стремится к успеху потому, что успех приносит ему деньги и удобства. Когда его современники стали утверждать, что правды в искусстве можно достичь лишь через авангардистский эксперимент, Дали объявил, что он сам весьма старомоден. Несмотря на всю эту словесную эквилибристику, Дали утверждал, что он - единственный в мире здравомыслящий человек. Об этом художник написал в своей автобиографии "Необыкновенные признания Сальвадора Дали", опубли- кованной в 1976 году: "Клоун на самом деле не я, а наше страшно циничное и бесчувственное общество, так наивно играющее в серьезность, что это помогает ему наилучшим способом скрывать собственное безумие. А я не ус- тану это повторять! - я не сумасшедший". Пик творчества Дали пришелся на период от середины 20-х годов до на- чала 40-х, когда сюрреализм переживал подъем. На многих его работах это- го периода изображены не связанные друг с другом по смыслу вещи в нес- войственном для них окружении. Картину "Настойчивая память" многие кри- тики до сих пор вспоминают как самый яркий образец сюрреализма. На кар- тине Дали изобразил поврежденные часы на фоне странных предметов, вклю- чающих засохшую ветку. Слывший балагуром, Дали заявил, что часы для него были "чем-то вроде нежного, экстравагантного, одинокого, параноидально-критического союза времени и пространства".
