Псих ненормальный! (с) Харуки Мураками "Дэнс Дэнс Дэнс"
Мураками. Оба. И чувственная мелодика.
Самой главной причиной их успеха у публики было то, что любой читатель почти моментально, минуя пару десятков страниц, напрочь вживался в образ героя. Намертво. Он начинал ассоциировать себя с ним настолько сильно, что уже на практике путал истории своей жизни и их. А все почему? Неужели им так удается вырвать из наших мыслей и памяти именно то, что приведет человека в трепет? Неважно, от отвращения или же восхищения. Фишка в другом - твоя память начинает работать на полную катушку, выискивая в глубинных слоях подсознания нереализованные желания, страхи или же комплексы. Эти книги иногда слишком личные, чтобы вот так просто рассказывать об их смысле и впечатлениях после прочтения. Харуки - мечтатель, романтик, где-то циник, но всегда его жизненный цинизм не переходит определенных общечеловеческих рамок - он, как истинный акробат умело держит равновесие на грани, не переступая заветную черту. Он провоцирует, играет и путает наши точки зрения в один огромный, доселе ни кем невиданный клубок. И только он знает, за какую нитку дернуть, чтобы клубок распутался. А обычный читатель остается в недоумении, ясно чувствуя, что кто-то только что покопался в его мозгу. Язык историй - музыка, которой не нужны слова, чтобы очень точно выразить эмоциональное состояние. Джаз и рок-музыка 60-70-х годов рассказывают героям о том, как надо жить. И неудивительно, что персонажи следуют этому зову. Повторюсь, музыка говорит за них то, что нельзя сказать словами, когда наблюдается их недостаток. Симфония звуков правит бал. Рю - полная противоположность идеалисту Харуки. Вся подноготная человеческой психики вылезает через буквы на свет божий, жадно тянет свои щупальца к нашим нервам... и, опять же, к комплексам и страхам. Только здесь герои не стесняются этого, а кидаются во все тяжкие: секс, алкоголь, наркотики, секс, нецензурщина, глупость, секс, рок-н-ролл, я уже упомянул секс? Но он не жестокий реалист, как это может показаться поначалу. Он дает своим героям самое важное, что человек может получить в своей жизни, - шанс, возможность разбить это мутное стекло действительности и стать по-настоящему свободным. Только, правда, этой спасительной веревкой пользуются единицы, для которых уже смерти подобно, находится на дне. И каждому из нас дается шанс, которым большинство попросту не хотят пользоваться и проходят мимо, уповая на высшие силы и "течение". Рю не жалеет подобных им; и каждый из них заканчивает жизнь, полностью потеряв человеческий облик.
***
Забавно то, что у каждого из них есть одна или две книги, которые ни коим образом не вписываются в общую стилистику серии книг. Для Харуки таковым романом стал "Норвежский лес", в котором он недвусмысленно дает нам понять, что любовь лишь на экране бывает такой плюшевой, беззубой и розовой со всех сторон. Никакой мистики - сплошная суровая действительность, со своими подводными камнями и водоворотами. Это очень необычное ощущение, когда ты стоишь на пороге чего-то важного и великого, а все оказывается чересчур прозаично. Это не типично для автора - вот просто взять и рассказать простую человеческую историю, не кинув его бурлящие воды современной восточной мистики с слегка западным ароматом. По сравнению с той же "Страной чудес...", "Норвежский лес" кажется нам изложением того, что писатель думает на самом деле, без прикрас. Харуки не пользуется высоколобыми метафорами, едкими ироничными аллегориями и целым водоворотом ассоциаций. Зачем они герою, когда как его жизнь напрочь лишена этих непонятных слов? Он просто хочет жить.
Рю же рисует своей уверенной рукой картину благодарности и памяти в романе "Киоко". Молодая японка едет в Америку с единственной целью: сказать спасибо тому, кто когда-то научил ее танцевать. Только у нее в глазах с самого начала читается печаль, ибо она понимает, что память хрупка настолько, что достаточно одного маленького и робкого щелчка, чтобы разбить ее. От сцен бурного и не менее жестокого секса в остальных книгах, Рю плавно переходит к, по-моему, самой главной сцене всего романа - танцу Киоко. Она грациозно плывет, иногда вспыхивая словно костер. Вот он где, талант. Разум прыгает от покоя до возбуждения за секунды лишь от одного движения руки молоденькой японки. Каждая строчка словно говорит тебе: «Ты видишь? Это пламя полыхает у нее внутри! Она лишь выпустила его наружу!". И через секунду она уже скромно тупит взор. И лишь бархатный румянец играет на ее щеках. Это искусство.
А теперь главный вопрос сегодняшней лекции: Кто, когда и чем смог поразить вас настолько, что вы на мгновение теряли дар речи? Какая книга и эпизод смогли ворваться вихрем в ваш разум и превратить этот чердачок в вихрь эмоций?

Самой главной причиной их успеха у публики было то, что любой читатель почти моментально, минуя пару десятков страниц, напрочь вживался в образ героя. Намертво. Он начинал ассоциировать себя с ним настолько сильно, что уже на практике путал истории своей жизни и их. А все почему? Неужели им так удается вырвать из наших мыслей и памяти именно то, что приведет человека в трепет? Неважно, от отвращения или же восхищения. Фишка в другом - твоя память начинает работать на полную катушку, выискивая в глубинных слоях подсознания нереализованные желания, страхи или же комплексы. Эти книги иногда слишком личные, чтобы вот так просто рассказывать об их смысле и впечатлениях после прочтения. Харуки - мечтатель, романтик, где-то циник, но всегда его жизненный цинизм не переходит определенных общечеловеческих рамок - он, как истинный акробат умело держит равновесие на грани, не переступая заветную черту. Он провоцирует, играет и путает наши точки зрения в один огромный, доселе ни кем невиданный клубок. И только он знает, за какую нитку дернуть, чтобы клубок распутался. А обычный читатель остается в недоумении, ясно чувствуя, что кто-то только что покопался в его мозгу. Язык историй - музыка, которой не нужны слова, чтобы очень точно выразить эмоциональное состояние. Джаз и рок-музыка 60-70-х годов рассказывают героям о том, как надо жить. И неудивительно, что персонажи следуют этому зову. Повторюсь, музыка говорит за них то, что нельзя сказать словами, когда наблюдается их недостаток. Симфония звуков правит бал. Рю - полная противоположность идеалисту Харуки. Вся подноготная человеческой психики вылезает через буквы на свет божий, жадно тянет свои щупальца к нашим нервам... и, опять же, к комплексам и страхам. Только здесь герои не стесняются этого, а кидаются во все тяжкие: секс, алкоголь, наркотики, секс, нецензурщина, глупость, секс, рок-н-ролл, я уже упомянул секс? Но он не жестокий реалист, как это может показаться поначалу. Он дает своим героям самое важное, что человек может получить в своей жизни, - шанс, возможность разбить это мутное стекло действительности и стать по-настоящему свободным. Только, правда, этой спасительной веревкой пользуются единицы, для которых уже смерти подобно, находится на дне. И каждому из нас дается шанс, которым большинство попросту не хотят пользоваться и проходят мимо, уповая на высшие силы и "течение". Рю не жалеет подобных им; и каждый из них заканчивает жизнь, полностью потеряв человеческий облик.
***
Забавно то, что у каждого из них есть одна или две книги, которые ни коим образом не вписываются в общую стилистику серии книг. Для Харуки таковым романом стал "Норвежский лес", в котором он недвусмысленно дает нам понять, что любовь лишь на экране бывает такой плюшевой, беззубой и розовой со всех сторон. Никакой мистики - сплошная суровая действительность, со своими подводными камнями и водоворотами. Это очень необычное ощущение, когда ты стоишь на пороге чего-то важного и великого, а все оказывается чересчур прозаично. Это не типично для автора - вот просто взять и рассказать простую человеческую историю, не кинув его бурлящие воды современной восточной мистики с слегка западным ароматом. По сравнению с той же "Страной чудес...", "Норвежский лес" кажется нам изложением того, что писатель думает на самом деле, без прикрас. Харуки не пользуется высоколобыми метафорами, едкими ироничными аллегориями и целым водоворотом ассоциаций. Зачем они герою, когда как его жизнь напрочь лишена этих непонятных слов? Он просто хочет жить.
Рю же рисует своей уверенной рукой картину благодарности и памяти в романе "Киоко". Молодая японка едет в Америку с единственной целью: сказать спасибо тому, кто когда-то научил ее танцевать. Только у нее в глазах с самого начала читается печаль, ибо она понимает, что память хрупка настолько, что достаточно одного маленького и робкого щелчка, чтобы разбить ее. От сцен бурного и не менее жестокого секса в остальных книгах, Рю плавно переходит к, по-моему, самой главной сцене всего романа - танцу Киоко. Она грациозно плывет, иногда вспыхивая словно костер. Вот он где, талант. Разум прыгает от покоя до возбуждения за секунды лишь от одного движения руки молоденькой японки. Каждая строчка словно говорит тебе: «Ты видишь? Это пламя полыхает у нее внутри! Она лишь выпустила его наружу!". И через секунду она уже скромно тупит взор. И лишь бархатный румянец играет на ее щеках. Это искусство.
А теперь главный вопрос сегодняшней лекции: Кто, когда и чем смог поразить вас настолько, что вы на мгновение теряли дар речи? Какая книга и эпизод смогли ворваться вихрем в ваш разум и превратить этот чердачок в вихрь эмоций?
